CloudLite

8 (495) 784-61-39

Блог

01.06.2017

Зачем компаниям чужая инфраструктура и почему выгодно витать в облаках

Что такое облачные системы?

Облачные системы – тема в настоящий момент широко популярная и обсуждаемая. И даже простые обыватели, не специалисты в интернет-технологиях, пользуются ими, не подозревая об этом. Электронная почта, файловые хранилища Яндекс.Диск, Google Диск, Dropbox – все это облачные системы. По сути – чужие ресурсы, которыми любой человек может воспользоваться в нужных ему объемах. Тонны файлов, загруженные в хранилища, тысячи писем в истории – все они хранятся на чужих серверах, где-то за пределами вашего компьютера в так называемом «облаке».

Чем облако отличается от «не облака»? Вы, к примеру, работаете с трехмерной графикой. А всем известно, как много мощностей и ресурсов нужно иметь, чтобы выполнять проекты в этой сфере. Сегодня вы делаете пару ракурсов интерьера – и мощности вашего компьютера хватает. А завтра вам закажут анимационный ролик – облет коттеджного поселка. Если у вас несколько компьютеров, вы объедините их в сеть и отрендерите анимацию на них. А если нет? Или если этого все равно окажется мало и процесс затянется на месяцы? Отличный выход – купить ресурсы в нужном объеме у стороннего провайдера «в облаке».

То есть вся суть облачных систем сводится к тому, где хранятся и обрабатываются данные. Если на вашем компьютере (или сети) и при помощи только ваших мощностей и ресурсов – то это не облако. А если где-то на чужих серверах, доступ к которым вы получаете через Интернет, – то именно оно.

Облачные системы востребованы как на уровне простых пользователей, так и на уровне b2b. Разница только в масштабах и потребностях. Одна компания купит у провайдера нужный ей объем памяти, другая – дополнительные мощности для обработки информации, третья – целиком рабочие места. Стартап, к примеру, чтобы не раздувать штат и избежать больших издержек, может абсолютно все процессы – выбор и покупку оборудования, установку операционной системы и лицензионного программного обеспечения отдать в чужие руки и под чужую ответственность. А крупной компании, возможно, будет удобнее и выгоднее создать собственное частное облако и самостоятельно им управлять.

Говорят, все новое – это хорошо забытое старое. В середине XX века компьютеры были дорогим удовольствием, и не каждая организация могла позволить себе оснастить ими рабочие места. Через специальные терминалы пользователи подключались к единому мощному ресурсу – мейнфрейму, на котором велись вычисления. Прошло полвека, и эта модель, видоизменившись, вернулась и получила широкое применение.

От SaaS до IaaS

Как уже говорилось выше, потребности разных компаний и масштабы использования чужих мощностей могут отличаться. Самый простой в обслуживании, но и наименее гибкий вариант – это когда абсолютно все вопросы, вплоть до установки и настройки программного обеспечения, отдаются на откуп сторонней компании. Организации при этом даже не нужно держать в штате грамотного ИТ-специалиста. Такой вариант сотрудничества с провайдером имеет свое название – Software as a Service, или SaaS (программное обеспечение как услуга). По сути это готовый продукт, к которому можно получить удаленный доступ, не задумываясь об установке и вопросах лицензии. Элементарный пример на уровне обывателя – это электронная почта. Фирмы же пользуются готовыми CRM, системами документооборота, органайзерами, инструментами продаж (онлайн-чат, обратный звонок и пр.).

Вторая модель сотрудничества – это Platform as a Service, или PaaS (платформа как услуга). На сторону облачного провайдера передается управление операционными системами и базами данных, а вопросы программного обеспечения остаются на стороне потребителя. Эта модель востребована в основном разработчиками.

И последний вариант – Infrastructure as a Service, или IaaS (инфраструктура как услуга). Он наиболее гибкий, но при этом все-таки требующий наличия в вашей компании одного-двух ИТ-специалистов. В этой модели вы сами управляете операционной системой и программным обеспечением. Однако вам не требуется покупать сложное оборудование, строить собственный дата-центр и нанимать штат системных инженеров для обслуживания «железа». Таким образом, вы экономите на персонале и времени. Именно эта модель сейчас у всех на слуху.

Переимущества IaaS

Экономия денег и времени

Конечно же, при наличии средств можно купить собственное оборудование, построить серверную, дата-центр. И многие компании идут именно по такому пути. Но этот вариант самый трудозатратный из всех. У вас уйдет немало времени и денег, прежде чем вы запустите и настроите оборудование. IaaS однозначно сэкономит и то, и другое. А в дальнейшем еще и избавит от головной боли с обслуживанием собственного ИТ-комплекса и его апгрейдом через 3-5 лет.

Гибкость

Модель IaaS гибкая по многим параметрам и предоставляет свободу пользователю в настройках, управлении, объеме ресурсов, системе оплаты и пр. Кроме того, доступ к системе можно получить из любой точки мира и с любого устройства. Главное – иметь доступ в Интернет.

Быстрое масштабирование ресурсов

Вы можете добавлять и сокращать ресурсы и мощности по необходимости. Если деятельность вашей компаний имеет ярко выраженный сезонный характер, IaaS позволит вам оптимально использовать ресурсы в течение года и адаптироваться под резко меняющиеся нагрузки. Если вы планируете запустить рекламную компанию и боитесь, что ваш сайт «ляжет» от наплыва посетителей, вы также можете докупить мощности на этот период.

Прозрачная система оплаты

Вы видите, за что платите. И платите только за то, что используете. Кроме того, провайдеры предлагают несколько вариантов тарификации, подходящих разным видам бизнеса.

Тестовый период

Прежде чем оплатить услуги какого-либо провайдера, вы можете протестировать его сервис. И по окончании тестового периода – а это, как правило, одна-две недели – определиться.

Цена вопроса

В зависимости от своих потребностей вы можете выбрать один из двух вариантов оплаты IaaS.

Модель Pay as You Go, или «Сколько используешь – столько и платишь». Чем и кому она удобна? Если потребность в ресурсах у вас неодинакова – есть пики и спады (например, сезонные), то такая модель будет для вас и удобнее, и выгоднее. По мере необходимости вы можете докупать мощности или отказываться от них, сокращая расходы. Ваши ресурсы ограничены общей производительностью сервера провайдера, и в пик активности вы можете задействовать ее всю.

Модель Reservation Pool, или абонентская плата за гарантированный объем ресурсов. Эта схема не настолько гибкая, как предыдущая, и подойдет компаниям с прогнозируемыми и стабильными потребностями. У провайдера резервируется фиксированный объем ресурсов и ежемесячно за него вносится фиксированная плата.

Подойдет ли IaaS именно вам?

Чтобы понять, нуждаетесь ли вы в IaaS, ответьте на несколько вопросов.

  • Изменяются ли потребности вашей компании в ИТ-ресурсах в течение года? Есть ли сезонные пики активности и, наоборот, падение спроса на ресурсы?
  • Вы стартап и пока не можете оснастить свой офис нужными мощностями?
  • Вы тестируете новое направление в бизнесе и пока не можете спрогнозировать, сколько ресурсов ему потребуется и насколько проект будет успешным?
  • Быстро ли растет ваша организация и начинает нуждаться в дополнительных ИТ-мощностях?
  • Хотите ли вы снизить издержки на содержание и оборудование?

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», то вам стоит задуматься об использовании IaaS. Попробуйте протестировать чужую инфраструктуру для начала, чтобы оценить преимущества и взвесить все за и против.

На что обратить внимание при выборе облачного провайдера?

Стабильность и надежность

Выводя свою инфраструктуру на аутсорс, убедитесь в надежности подрядчика. Сбой провайдера может надолго вывести из строя работу всей организации. Обратите внимание на процент доступности ЦОД в год. Даже при 99,9 % единовременный простой составит 8 часов 45 минут, что по сути целый рабочий день. Один периода в квартал – 2 часа 11 минут, а в месяц – до 44 минут.

Скорость реакции

Никто не застрахован от форс-мажоров и поломок. И главное, на что здесь нужно обратить внимание, – открытость и способность провайдера находить компромиссы в кризисных ситуациях.

Функциональность

Качество услуг и объем функционала также стоит не на последнем месте. Как организован доступ к консоли серверов, как быстро можно менять параметры процессора и оперативной памяти, добавлять диски и изменять их параметры?

Репутация поставщика и его планы по развитию облачного сервиса

Один из самых важных критериев – это интерес руководства облачного провайдера к проекту, наличие долгосрочных планов по развитию своих услуг и стремления повышать уровень качества. Хуже нет, чем довериться людям, которые не хотят развивать свой проект и переходят в режим поддержки.

Безопасность

Еще один момент, который стоит учесть: обеспечивает ли облачный провайдер соблюдение требований федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Перспективы развития IaaS

Востребованность IaaS растет с каждым годом благодаря тому, что эта модель позволяет пользователям оптимизировать объемы потребляемых ресурсов, масштабировать их по своему усмотрению и решать свои задачи в сжатые сроки. IaaS – это и организация сети виртуальных машин, и удаленные рабочие места, и хранилища данных и пр. Надежное и гибкое решение для бизнеса, сокращающее издержки и минимизирующее времязатраты.

Западные аналитики прогнозируют в ближайшие 5 лет рост объема мирового рынка облачных сервисов IaaS с 12,6 млрд до 43,6 млрд долларов. Российский рынок – не исключение. Благодаря кризису, удорожанию оборудования в связи со скачками доллара и закону о хранении персональных данных, вступившему в силу с сентября 2015 года, на территории РФ востребованность услуги IaaS будет неуклонно расти.

По результатам исследования Forrester Russia, рост российского рынка облаков составит 21% в год и к 2020 году составит 48 млрд рублей.

В сегменте крупного бизнеса свыше 90% опрошенных знают про облачные услуги, в малом – свыше 70%. И большинство респондентов ассоциируют облачные услуги именно с виртуальной инфраструктурой IaaS.


Возврат к списку